Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида" имеются специально оборудованные учебные кабинеты для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Специальные условия для организации обучения и воспитания
Группы и кабинеты коррекционной работы оснащены необходимым оборудованием и инвентарем, учебно-наглядными пособиями с естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм и с учетом специфики коррекционной работы.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МДОУ учебные зоны, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной образовательной программы дошкольного образования и дополнительных образовательных программ МДОУ.
Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д.
Отдельных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в МДОУ не предусмотрено действующим законодательством.
В детском саду имеются музыкальный и физкультурный залы, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в образовательную и адаптированную программу МДОУ.
Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты. В каждой группе для детей с ОВЗ есть тьютор для организации индивидуального сопровождения воспитанников с особыми образовательными потребностями. Цель работы специалистов и воспитателей: оказание помощи детям с целью сохранения здоровья, коррекция нарушений развития познавательных процессов и речи. Основными методами работы являются: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия с детьми; индивидуальные и групповые консультации родителей и педагогов, тренинги. Педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программам теоретического и практического оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью дошкольного возраста. Учреждение оборудовано медицинским блоком: приемная, медицинский кабинет, туалет. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи.
Условия обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ОВЗ разработана Адаптированная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» на основе программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Н.Г. Чиркиной, Т.Б. Филичевой. Программа определяет содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В дошкольном учреждении функционирует психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПк). Его целью является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей дошкольного учреждения и в соответствии с социальным заказом, специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Помещения для организации образовательного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья
В МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» имеются помещения, которые используются для коррекционной работы с детьми с ОВЗ: кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы. Все помещения оснащены разнообразными дидактическими пособиями, которые используются в ходе коррекционно-развивающей работы специалистов.
Средства обучения и воспитания
Имеющиеся в МДОУ средства обучения и воспитания используются и в работе с детьми с ОВЗ:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные презентации и т.п.);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- спортивное оборудование.
В МДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида" имеется кабинет психолога, учителя -логопеда, музыкальный зал.
В группах компенсирующей напрвленности для детей с ОВЗ разработана специальная адаптированная образовательная программа. Адаптированная программа разработана с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей. Программа обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Комбинированные группы оснащены необходимым оборудованием, учебными пособиями и специальными техническими средствами обучения с учетом специфики коррекционной работы для коллективного и индивидуального пользования. Оснащение размещено в соответствующих помещениях согласно их назначению и используется в работе с воспитанниками детского сада через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.В детском саду функционирует ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Персонал пищеблока дошкольного учреждения обеспечивает воспитанников с ОВЗ полноценным четырех разовым питанием.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Согласно приказа Министерства образования от 9 ноября 2015 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно проводится комплекс мероприятий по обеспечению доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений внутри здания, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Приказом по учреждению определены ответственные должностные лица за организацию работы по обеспечению условий доступности, систематически организовывается инструктирование специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также сотрудниками, задействованными по вопросам, связанным с обеспечением доступности.
По результатам комиссионного обследования оформлен Паспорт доступности, отражающий оценку соответствия уровня доступности в ДОУ заявленным законодательством РФ требованиям.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для воспитанников с ОВЗ могут быть представлены на официальном сайте дошкольного учреждения, на котором существует версия для слабовидящих.
Для работы с детьми с ОВЗ используются современная компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), мультимедийная установка.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
Электронные образовательные ресурсы
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки).
Специальные технические средства обучения
Для проведения индивидуальных занятий с детьми ОВЗ и инвалидами в кабинете педагога-психолога имеется интерактивный песочный стол.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида» отсутствуют